Самые мощные лодочные моторы ссср

История производства советских лодочных моторов начинается с середины XX века. Первые попытки предпринимались еще до Великой отечественной войны, но безуспешно. Условно выделяют несколько этапов в истории советских моторов:

1. Освоение и начало выпуска подвесных моторов (50-60-е годы XX века);

2. Массовое производство различных моделей и типов (70-е годы XX века);

3. Сокращение объемов производства в связи со сложной ситуацией в стране (80-90-е годы XX века).

Советские моторы выполнялись примерно по одинаковой схеме: бензиновый двигатель двухтактный. Количество цилиндров зависело от мощности агрегата и составляло от одного до четырех. Редуктор располагался в подводной части, он приводил в движение гребной винт. Мотор обеспечивался водяным охлаждением, термостат отсутствовал. Выхлопные газы выпускались через грибной винт.

Производители советских лодочных моторов

Основными производителями лодочных моторов в СССР считались:

• Куйбышевский завод им. Фрунзе (ЛМ-1);

• Рыбинский завод им. Карлика (ЛМ-7)

• Богородский механический завод (ЛММ, ЛМР)

• машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева (Нептун);

• машиностроительный завод «Салют» (Салют, Спутник);

• Щербаковский моторный завод (Чайка);

• Московский механический завод МООСО (Пионер);

• Пермский машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (Кама);

• машиностроительная компания «Конвейер» (Бийск-45);

• ОАО «Моторостроитель» (Вихрь) и т.д.

Самые популярные советские лодочные моторы

ЛМ-1: производился в середине XX века. Особенность конструкции в том, что запуск производился на бензине, а в дальнейшем можно было использовать керосино-масляную смесь. Мощность мотора составляла 4 л.с. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 62 мм. Рабочий объем – 175 куб.см., максимальное количество оборотов – 1800, вес – 24 кг, топливный бак рассчитан на 2,2 л. Выпускался до 50-х годов.

Нептун: лодочный мотор, оснащенный контактным зажиганием и возвратно-петлевой продувкой цилиндров. Редуктор можно было легко снимать, сам двигатель крепился с помощью резиновых амортизаторов, что обеспечивало его тихую работу. Самая распространенная модель Нептун-23. Он был оснащен двухтактным двигателем, рабочий объем – 346 куб.см., мощность – 23 л.с., максимальное количество оборотов – 5500, вес – 44 кг, топливный бак рассчитан на 20 л. Выпускался до 50-х годов;

Салют: легкий лодочный мотор с бесконтактным насосом охлаждения. Был оснащен кнопкой «стоп», отличался хорошей ремонтопригодностью. Выпускался в 60-х годах XX века. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним рабочим цилиндром диаметром 38 мм и ручным запуском. Рабочий объем – 45 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 2 л;

Чайка: подвесной мотор простой конструкции. В его основе – двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 46 мм. Эта модель считалась известной копией зарубежного агрегата «British Anzani Pilot». Рабочий объем – 63 куб.см., максимальное количество оборотов – 2500, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 1,5 л, мощность – 1,8 л.с. Выпускался до 1956 года;

ЛМ-7: один из самых мощных советских лодочных моторов. В комплекте к нему шла очень подробная инструкция по эксплуатации и устранению неполадок. Мощность составляла 17 л.с. Рабочий объем – 500 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 43 кг, топливный бак рассчитан на 12 л. В основе конструкции двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами диаметром 70 мм. Выпускался в 30-40-е годы XX века;

ЛММ-6 (ЛММ-6а): морской лодочный мотор, который выпускался вплоть до 2008 года. Изначально его устанавливали на шлюпки ВМС. Особенностью конструкции была бесконтактная вихревая помпа. Реверс отсутствует. Мощность – 6 л.с., рабочий объем – 247 куб.см., максимальное количество оборотов – 3000, вес – 42 кг, топливный бак рассчитан на 8 л;

Читайте также: Шприц для трансмиссионного масла для лодочного мотора

Вихрь: один из самых распространенных и самых неудачных советский моторов. Конструкция считалась устаревшей, случались частые поломки. По большому счету из-за них сложилась отрицательное впечатление обо всех советских моторах. Заявленная мощность – 20 л.с., рабочий объем – 422 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 45 кг, топливный бак рассчитан на 22 л. Существовали модификации Вихрь-25Р, Вихрь-30, Вихрь-32;

Бийск-45: мощный мотор, в основе которого двухтактный двигатель с тремя рабочими цилиндрами диаметром 71,7 мм. Коленвал изготавливался цельным. Агрегат работал на бензине с добавлением масла. Мотор имел ручной и электрический запуск. Заявленная мощность – 45 л.с., рабочий объем – 733 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 70 кг;

Кама: подвесной мотор, который выпускался до 1966 года. В его основу заложен двигатель мотопилы «Дружба». Система охлаждения смешанного типа: воздух и вода. Отдельный бензобак был рассчитан на 6 л топлива. Мощность – 3,2 л.с., рабочий объем – 94 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 16 кг;

Пионер: лодочный мотор, который стали выпускать еще в 1932 году. Простая конструкция, румпельное управление. В качестве топлива использовался бензин с добавлением автола. В основе двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами. Мощность – 5 л.с. По техническим характеристикам двигателя практически не сохранилось информации.

Покупка и обслуживание советского мотора

Перед покупкой необходимо было ознакомиться с техническими характеристиками модели, которые предоставлялись заводом-производителем. Обычно в комплекте с мотором шла подробная инструкция по эксплуатации с разделом «Регламентные работы». Регламентные работы включали в себя осмотр всех узлов механизма, выявление износа деталей, замену смазки, очистку двигателя от продуктов сгорания. В картах регламентных работ указывались сроки и необходимые операции. Также подробно расписывались все возможные неисправности и способы их устранения.

Преимущества и недостатки моторов, произведенных в СССР

Советские моторы отличались:

• небольшим весом и габаритами;

• доступностью запасных частей;

• возможностью работать на бензине низкого качества;

Самыми распространенными недостатками считались:

• небольшой объем топливного бака;

• сильный шум и вибрации во время работы;

• сильное парообразование при контакте с водой;

• двигатель часто заливался водой во время эксплуатации;

• съемный стартер часто терялся;

• коэффициент полезного действия винта был маленький;

• моторы быстро выходили из строя.

Надежный лодочный мотор made in USSR

«В Советском Союзе не делали хороших подвесных моторов. Один металлолом, который мы с радостью поменяли на японские и американские моторы». Так ли? Я бы не стал так категорично судить. И если моторы «Вихрь», «Ветерок», «Стрела» и проч. вспоминают по разному (кто то хвалит, большинство — ругают). То «Нептун 23», большинство старых водномоторников, вспоминают исключительно добрыми словами.

Недавно, на канале «Лодочник», мы обсуждали советский ПЛМ — которому поставили памятник. Как выяснилось (в комментариях) — что даже не один памятник и в разных местах России. Ссылка на публикацию о памятнике будет в конце текста.
Там же, в обсуждении памятника, читатели высказали, что «Нептун 23» — это самый надежный советский подвесник. Так ли это?
Далее будут аргументы, которые приводились читателями.

Справка: Его производили с конца 60-ых, по 2008 год.
4 модификации: «Нептун», «Нептун М», «Нептун 23» (у всех трех рабочий объём 346,6 см³). И «Нептун 25» (410 см³). Как видно из недавних обсуждений (и горячих споров) — «Нептун 23» был и остаётся самым любимым и уважаемым мотором советского прошлого. Почему?
Посмотрим комментарии от разных людей и обсудим их.

boris borisov : Из наших только Нептун-23 заслуживает одобрения Но слабовата шпонка винта частенько срезает.

Читайте также: Как пустить дым в мотор

Анатолий Исаев : Ходил на «Вихре», в т.ч. и с эл. запуском. Нет, не мой — шумный, тяжелый, не надежный. А вот «Нептун-23» это мой. Ходил с ним лет 12. На зиму брал домой и профилактически разбирал до винта. И летний сезон он не подводил, обычно. Бывали капризы при заводке, но очень редко. Да и заводить его стартером намного легче, чем Вихрь 30 крутить.

Справка: При весе 44кг., «Нептун 23» потреблял 9 литров 76-го бензина (с маслом). Контактное зажигание. Топливный насос — тот же, что и на «Вихре» и «Привете». Легко снимается и ремонтируется редуктор. Самый мягкий звук мотора (за счет резиновых амортизаторов).

Но иногда заливало водой свечи. Втулка крыльчатки требовала доработки. Быстро «кончался» нижний коренной подшипник вала.

Возможно, секрет надежности «Нептуна» в том, что производили его на авиационном заводе. Всё таки, более серьёзное отношение к качеству. Вот ещё — комментарии из прошлой статьи, о «Нептуне»:

аркадий : «Нептун 23» — мечта, а не мотор. Переводил его на керосин, тогда еще дешевый, и ездил. Но переделка была серьезная. Запускался и прогревался на бензине на холостом ходу, а потом автоматически открытием заслонки карбюратора переключался на подогретый в змеевике керосин. Работал отлично.

beliy : Для своего времени был хороший мотор. Но капризный. У меня Нептунчик был 23-й. Вот, с-ка, безотказный! Вихрь, правда, помощнее был.

Молодым водномоторникам странно слышать, что мы возили запас шпонок. Что после обкатки «Нептуна» — удаляли ограничитель из карбюратора.
И что винты различались так: «Белый винт» , «Красный винт» . Кто помнит, какой из этих винтов был грузовой? И для чего были нужны куски электродов? Пишите в комментариях. Обсудим.
Если нравится тема — жмите «лайк». Обещанная ссылка на статью — Лодочный мотор, которому поставили памятник .

Как молодой историк собрал уникальную коллекцию советских лодочных моторов.

Приветствую всех читателей моего канала. Для тех кто читал мои статьи и смотрел видео знают, что я снимаю не только заброшенные объекты но и любые другие интересные, любопытные места.
Сегодня хотел бы рассказать вам о совершенно необычном, можно даже сказать уникальном месте, Музее лодочных моторов Кирилла Кутейникова в селе Березник, Архангельской области. Кирилл много лет собирает образцы советского водно-моторостроения с разных городов, а так же ведет свой канал на Ютубе на котором рассказывает о двигателях и их особенностях, делится опытом эксплуатации и обслуживания. Давайте же познакомимся с держателем коллекции, узнаем историю создания музея и конечно посмотрим какие уникальные экспонаты в нем представлены.

Но обо всем по порядку, и сперва коротко о моем знакомстве с Кириллом. После выхода моей статьи про завод где делали моторы Вихрь, мне в личку написал молодой человек выразив все что он испытал от просмотра фотографий в статье. Этим человеком оказался Кирилл, все таки если ты водно-моторник и всегда в теме то такую статью не пропустишь. Тем более что информации об этом заводе больше нигде нету, по крайней мере пока что нету. У меня оказалась одна вещь которая была интересна Кириллу для своей коллекции, а именно паспорт Вихря с чертежами, который впоследствии был отправлен почтой будущему владельцу. Так и зародилось наше с Кириллом общение.

Читайте также: Волга с мотором лексус

В коллекции Кирилла находятся более 25 моторов, а так же постеры, инструкции, винты и огромная куча шморгалок. Откуда все это взялось, сколько стоит и вообще с чего начиналось увлечение моторами? Кирилл любезно ответил на все эти и другие вопросы!

Привет Кирилл, можно пару слов о себе?

  • Мне 24, учу детей истории, географии, занимаюсь много чем кроме моторов и школы, спорт, музыка и много много много всего.

В каком году ты увлекся моторами?

  • Увлекся в 2012 году, и пошло пошло пошло поехало) Тогда я был в 7 классе.

Как родилась любовь к лодочным моторам и воде в целом?

  • С детства любил лодочные моторы и лодки, есть даже очень ранние воспоминания, для меня они были (лодки и моторы) подобны ракетам, только водным) А увлекся послесильного наводнения, когда приходилось уже самому плавать.

Какой был твой первый двигатель?

  • Начал я свое движения с подаренного Ветерка-12, в тот момент Отец на нем уже не ездил, он ходил на Привет-22. И до сих пор ходит. Ветерок тот был не рабочим я его сделал, но отъездил на нем не долго, пересел на Ветерок-8.

Как и когда возникла идея основать музей? (Когда из кучи всюду составленных двигателей решено было сделать аккуратное место?)

  • Идея возникла года 3 назад, так как я их просто собирал и ремонтировал и они копились, а в мае 2020 уже все оформил.

Откуда экспонаты, насколько сложно восстанавливать и искать запчасти?

  • Восстанавливать порой очень сложно, какие-то детали изготавливать самому но по больше части искать, искать долгий и утомительный процесс, часто помогают люди, что-то дарят что то редкое очень дешево отдают.

Все знания по работе с двигателями и их обслуживанием приобретались опытным путём? Специального образования нету?

Какие планы на будущее? Расширять помещение и привлекать как можно людей для придания известности?

  • Планы искать искать искать редкие экспонаты и написать небольшой труд о всех советских моторах)

Как ты считаешь наши двигателя уступают зарубежным?

  • Да нет, не уступают, по части мощности и тяги вообще не уступаю, а вот по удобству, эстетике и лакокраске, по качеству сборки уступают.

Какие двигателя представлены в твоей коллекции?

  • Среди экспонатов, есть многие советские моторы, есть и такие которых выпущено всего 6 штук.

Какой на твой взгляд самый удачный советский мотор?

  • По инженерной Мысли из массовых Привет-22, по надежности Ветерок-8, рядом с ними Вихрь и где-то рядом Нептун.

Какие самые редкие моторы в твоей коллекции и как удалось их достать?

  • Самые Редкие их тех что есть Москва-35 выпущено 6 штук, Привет предсерийный выпущено не более десятка, предсерийный Ветерок-15.

Сколько всего у тебя моторов?

  • Сейчас в экспозиции около 25 моторов, но в запаснике еще с полтора десятка редких экспонатов.

Есть какая нибудь интересная история по добыче одного или нескольких экспонатов?

  • Есть, много есть. Однажды в тайне 30 моих товарищей скинулись, и купили в Украине Привет предсерийный, и везли его почтой России во время войны на Домбассе в Архангельск)

Сколько примерно собственных средств было потрачено на все?

Такой вот короткий но от этого, не менее занимательный диалог получился. Кто бы мог подумать что в обычном селе есть такие необычные люди, которые создают такие необыкновенные места и готовы рассказывать и показывать их всему миру. Кирилл отличный пример того что усердие и целеустремленность позволяют достичь успеха в любом деле, главное чтобы дело нравилось!

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


Технарь знаток